Версия для слабовидящих
|
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольног
Приложение
Утверждены
приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации
« 23 » ноября 2009 г. № 655
Федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
I. Общие положения
1.1.
Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и
положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения
структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том
числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части
основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований
разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований
осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного
образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной
аккредитации образовательных учреждений.
II. Требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее -
Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном
учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ
дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным
федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
2.2. Программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и
направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных
и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей.
2.3. Содержание Программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям -
физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
соответствовать принципу развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и
практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь
возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости
и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»);
обеспечивать единство воспитательных, развивающих
и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в
процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса
на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками
образовательного процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна быть
реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную
общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение
воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень
развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных
программ начального общего образования. В группах компенсирующей и
комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя
деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками
образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений,
наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению
равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных
учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и
оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному,
познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме
деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации Программы,
составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием
в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей,
а также вида группы, в которой Программа реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы
составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а
части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего
объема Программы.
2.10. В зависимости от направленности
функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста -
общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут
применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной
деятельности образовательного учреждения.
Для всех образовательных учреждений, имеющих
группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается
приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных
стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
2.11. Общий объем обязательной части Программы,
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными
направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время,
отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в
ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.12. Общий объем обязательной части основной
общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья,
которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной
направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии
с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой
дошкольного образования и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной
коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей,
осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.13. В группах сокращенного дня и
кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования
приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов.
2.14. Обязательная часть Программы должна
содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»,
«Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4) содержание коррекционной работы (для детей с
ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
III. Требования к разделам обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
3.1. Пояснительная
записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности
образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного
учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
4) особенности осуществления образовательного
процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении включает:
1) описание ежедневной организации жизни и
деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей
и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные
подходы к организации всех видов детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного
процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и
возрастными особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической работы
по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»,
«Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано
на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи
психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области
«Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей
интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное
физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых,
гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей
(овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в
двигательной активности и физическом совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области
«Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования
основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3. Содержание образовательной области
«Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности
собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического
сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для
человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и
окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности
дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного
отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы
ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области
«Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных
представлений социального характера и включения детей в систему социальных
отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование тендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области «Труд»
направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду
через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному
труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде
взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
3.3.6. Содержание образовательной области
«Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных
интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и
продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических
представлений;
формирование целостной картины мира, расширение
кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области
«Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих
задач:
развитие свободного общения со взрослыми и
детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей
(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны
речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и
видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами
речи.
3.3.8. Содержание образовательной области «Чтение
художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса
и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе
первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области
«Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования
интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей
(рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского
творчества; приобщение к изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области
«Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей,
способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы содержат
перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса
программ, технологий, методических пособий.
3.4. Раздел программы «Содержание коррекционной
работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы должно быть
направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно
обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей
детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их
физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико- пдагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-
педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Указанный раздел должен содержать перечень,
содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном
учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:
описание системы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего
психолого-медико- педагогическое обследование детей с целью выявления их особых
образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности
в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
планирование коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и
дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
В содержании коррекционной работы должно быть
отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий
воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального
руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других
педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских
работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся
в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.
В случае невозможности комплексного усвоения
воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений,
подтвержденных в установленном порядке психолого-медико- педагогической
комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию
воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются
на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать
интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате
освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными
культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет
доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым,
неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен
самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской
деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции
близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные
и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует
вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается,
обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен
изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и
планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение
ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями,
а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о
том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои
действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила
поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте,
магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные
задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный
замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье,
обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных
обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о
государстве и принадлежности к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной
деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У
ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы
раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый
возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна
обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов
освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и
включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические,
интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком,
бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового
типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание
низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко
формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается
образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики
достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению
воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано
с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы
мониторинга является использование только тех методов, применение которых
позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
|
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Календарь
« Февраль 2019 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Версия для слабовидящих
|